Если вы используете велосипед редко, для спокойных прогулок, а на зиму оставляете чистым и в отапливаемом помещении, то волноваться практически не о чем. Проведите стандартный осмотр на повреждения, проверьте давление в колесах, при необходимости подкачайте их и смажьте цепь — велосипед готов.
А вот если вы активно использовали велосипед в прошлом сезоне, не отмыли перед консервацией на зиму и хранили в неотапливаемом помещении — нужен более подробный осмотр и повозиться с техническим обслуживанием тоже придется.
Первым делом моем велосипед
Даже если вы помыли его с осени и хранили на отапливаемом балконе, все равно протрите его от накопившейся пыли. В случае если на вашем железном друге еще красуется прошлогодняя грязь, а сверху легла трехмесячная пыль, подход будет более серьезный. Первое на что хочется обратить внимание — мойка водой под высоким давлением не подходит для велосипеда. Особенно для очень грязного. Загрязнения, смываемые под большим напором, могут поцарапать покрытие велосипеда, а сама струя воды может сместить важные механизмы.
Что подойдет? Садовый шланг с минимальным напором или ведро теплой воды, мягкая губка или тряпка без ворса и автомобильный шампунь или средство для мытья посуды. Аккуратно отмойте велосипед от загрязнений и дайте высохнуть. Грязь больше не мешает, можно приступить к осмотру.
Начнем с рамы
Проверяем её на наличие трещин, вмятин и других деформаций. Использование велосипеда с поврежденной рамой может привести к полной ее поломке, кроме того, это небезопасно.
Приводим в порядок цепь
Для начала удаляем загрязнения. Для этого понадобится небольшая щеточка, по типу зубной, и любой обезжириватель. Тщательно обработайте цепь щеточкой, удаляя грязь и старую смазку. После этого нужно нанести свежий смазочный материал.
Если цепь сильно загрязнена или заржавела за зиму, вы можете обратиться в сервисный центр Олимпа, где мастера произведут профессиональную очистку.
Также нужно иметь в виду, что в ходе эксплуатации штифты, соединяющие звенья, изнашиваются и цепь растягивается. Поэтому необходимо замерить цепь специальным калибром для определения степени ее растяжения. Если растяжение составляет 3 и более миллиметров — цепь изношена и ее лучше заменить, чтобы она не начала портить звезды. А если зубья передних и задних звезд будут деформированы или сильно сточены, цепь может начать перескакивать и слетать.
Далее проверьте с помощью шестигранного ключа, хорошо ли закреплены болты передних звезд на правом шатуне. А также убедитесь, что педали вращаются свободно и без посторонних звуков.
Покрышки и камерыВ первую очередь проверяем, есть ли на боковинах покрышек микротрещины. Истертая покрышка не самая надежная защита для камеры и может стать причиной прокола. Поэтому если видим, что покрышка покрыта микротрещинами и сильно истерта — меняем перед сезоном на новую.
Если покрышка затвердела за время хранения можно протереть ее лимонным соком. Кислота размягчает задубевшую за зиму резину, благодаря чему улучшается ее сцепление с асфальтом и грунтом.
Не помешает проверить и состояние камер. Изношенные камеры лучше сразу заменить, чтобы потом не возиться с этим в пути.
Когда разобрались с покрышками и камерами нужно определить правильное давление в них. Для проверки давления и подкачки колес вам понадобится велонасос с манометром либо автомобильный компрессор. Давление в камерах должно укладываться в диапазон, указанный на боковине покрышки.
Также, важно убедиться, что ниппели не перекошены.
Обода и спицы
Обод при прокрутке не должен отклоняться в разные стороны, то есть не должно быть эллипсов и «восьмерок». Если у вашего велосипеда ободные тормоза, вы сразу заметите «восьмерку», так как обод при вращении будет задевать тормозные колодки. Если «восьмерки» есть, их можно выпрямить самостоятельно с помощью спицевого ключа.
Все спицы должны быть натянуты одинаково, проверить их натяжение не сложно. Нужно перевернуть велосипед и перебрать все спицы колеса, ударяя по каждой, например, гаечным ключом. Спицы должны звучать одинаково. Низкий звук означает, что спицу нужно подтянуть, высокий – ослабить. Сделать это можно также специальным ключом.
И конечно, удостоверьтесь, что колеса надежно закреплены. Колесо не должно скрипеть, стучать, люфтить. При необходимости затяните посильнее эксцентрики, прикрепляющие колеса к вилке. Если слышны посторонние шумы в районе втулки, возможно, она нуждается в чистке, смазке и регулировке.
Смазываем важные механизмы
Тросы. Если поверхности тросиков пересохли, могут возникнуть проблемы с управлением. В случае с тросиками переключения скоростей, скорости могут переключаться несвоевременно, если не смазаны тормозные тросики, торможение может быть не качественным и не сработать в экстренной ситуации.
Для того чтобы смазать тросики нужно нанести по паре капель смазки в места входа-выхода тросика из рубашки, после чего поработать рычагом манетки и рукояткой тормоза. Это позволит смазать тросик равномерно и на достаточную глубину.
Каретка главного хода. Можно сказать, что это основная ось велосипеда, именно с нее «раздается» импульс на другие элементы, поэтому от состояния каретки зависит скорость, легкость и комфортность хода. В каретку закладывается густая смазка, отличающаяся по свойствам от жидкой смазки для тросиков и цепей.
Перед тем, как смазывать каретку, нужно хорошо отмыть подшипники и все полости, а так же поверхность втулки. Для этого можно использовать, например, керосин. После очистки приступаем к смазке. Для того, чтобы смазать каретку, нужно вложить смазку в чашечки, на поверхность подшипников и на втулку, а затем равномерно ее распределить.
Подшипники в осях колес. Если здесь высохла смазка, то движение колеса затрудняется, повышается уровень шума, и возможно разрушение подшипника, что может привести к люфту в колесе или даже к его заклиниванию.
Для того чтобы смазать подшипники в осях колес нужно вложить в них густую смазку и равномерно распределить ее по поверхности.
Смазочные материалы вы можете приобрести в сети магазинов Олимп.
Проверяем тормоза
Начинаем проверку с тормозных ручек. Они не должны касаться руля в нажатом состоянии, а при отпускании должны легко возвращаться в исходное положение. Нажатие тормозных ручек не должно быть слишком тугим или расхлябанным. Если тормоза хорошо отрегулированы, то полная остановка велосипеда происходит, когда ручка нажата до середины.
Если прокрутить колесо при отпущенных тормозах, зазор между колодкой и ободом должен быть примерно 1-3 мм. При нажатии тормозной ручки до половины, колодки должны прилегать к ободу всей площадью. Если прилегание происходит при меньшем нажатии тормозной ручки, необходимо ослабить натяжение тормозного тросика. Если при слишком сильном нажатии – натянуть тормозной тросик. Дисковые механические тормоза также можно отрегулировать натяжением тросиков.
Обязательно проверьте тормозные колодки на повреждения, они не должны иметь следов износа и выбоин. На внутренней поверхности колодок должны быть ясно видны канавки. Если канавки стерты, пора заменить колодки на новые.
Если у велосипеда гидравлические тормоза, осмотрите их на предмет подтеков тормозной жидкости. Не должно быть даже незначительных утечек, так как жидкость может попасть на тормозные колодки и ротор, вследствие чего могут начаться проблемы с торможением. Гидравлические тормоза требуют особого подхода и для их ремонта чаще всего приходится обращаться в сервисный центр.
Если при осмотре велосипеда вы нашли неисправность, которую лучше доверить специалистам, обратитесь в сервисный центр Олимпа. Мы поможем подготовить велосипед к новому сезону!
Полный список услуг и цен сервисного центра