Адреса магазинов
88001001215

Эл. почта: shop@olimpvl.ru

×
  1. Олимп - сеть спортивных магазинов
  2. Блог знаний
  3. Интервью с мастером спорта по лыжным гонкам Артемом Васильевым

Интервью с мастером спорта по лыжным гонкам Артемом Васильевым Мастер спорта по лыжным гонкам расскажет о правилах поведения на трассе, мотивации, дисциплине и экипировке.

Интервью с мастером спорта по лыжным гонкам Артемом Васильевым

Доброго утра, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о лыжном спорте с Артемом - титулованным спортсменом. Артем, представься и расскажи в двух словах о своих регалиях. 

- Всем привет! Меня зовут Васильев Артем. Я - мастер спорта по лыжным гонкам. Сам родом из Приморского края.

Расскажи пожалуйста, где ты преподаешь, на какой базе в текущий момент работаешь?

- Я работаю на «Русской лыжне» на острове Русский, преподаю там лыжные гонки для людей всех возрастных категорий. От детей 6-7 лет, до любых возрастов взрослых. У меня есть спортсмены старше 45, 50 и более лет.

Расскажи, что необходимо знать про лыжный спорт начинающему спортсмену? На что обратить внимание? Как начать и ничего не бояться? Может есть какие-то подводные камни?

- Ну вообще лыжный спорт - один из тяжелейших видов спорта. В нем заключены и функциональное состояние, работа сердца и сосудов, силовые показатели - мышцы и их сила, психологическое состояние - кто уже готов к трудностям лыжных трасс, к морозу, поскольку очень холодно.

Нужно понимание, что «Я хочу сейчас покататься и мне это нужно», а не пропускать тренировки из-за холода. Про подводные камни - вообще их нет. Главное - это желание спортсмена. При должном желании всему можно научиться. Я знаю, как это делать, знаю, что рассказать, как правильно поставить лыжи.

Если говорить о трудностях лыжной трассы, с чем сталкиваются новички и профессионалы? 

- Начнем с того, что в лыжных гонках существует 2 хода - классический и коньковый. Классический - это как мы ходим по улице, пешком, левая рука - правая нога. А коньковый - как на коньках, ноги в разные стороны, под углом и передвигаемся.

Многие сейчас приходят в любители и сразу хотят учиться коньковому ходу. Они видят, как ребята на трассе катаются. Коньковый ход им кажется достаточно красивым, но мне, как профессиональному спортсмену, больше по душе классика. Я люблю классику - это удобнее и приятнее. Больше удовольствия от этого получаю.

Если говорить о сложностях - на подъемах назад падают, поскальзываются. Кто-то боится упасть. Задают вопросы - «А если я упаду?». Ну, снег мягкий, ничего страшного не случится. Стараюсь рассказать, как правильно себя вести на высокой скорости, как правильно упасть.

Расскажи пожалуйста, как правильно падать? Это действительно важно.

- Нужно просто присесть на попу и свалиться на бок. Не пытаться управлять падением. Если вы понимаете, что падение неизбежно, условно летите в дерево. Не нужно думать, что лучше врезаться в дерево, чем упасть. Врезавшись, вы получите намного больше травм, нежели просто свалившись на попу. Опереться назад, свалиться на попу, на заднюю сторону ягодичной мышцы.

Конечно, перед каждой тренировкой я объясняю спортсмену: как правильно тормозить, что нужно делать, что не нужно делать. Например, ни в коем случае, нельзя ставить палки перед собой во время торможения. Это чревато получение травмы, можно даже проткнуть себя этой палкой.

Учу как правильно тормозить. Есть несколько вариантов торможения. Для любителя — он, как правило, один. Рассказываю, как правильно боком лыжи ставить. Вообще, нужно быть подкованным в этом вопросе и не говорить себе, что и без подготовки я все смогу.

Даже если вы катались ранее - все равно нужно послушать, посмотреть. Все зависит от условий трассы. Бывает только выпал снег, и лыжи не так быстро едут, а бывает жесткая заледенелая лыжня, по которой летишь как по льду и не всегда успеваешь затормозить.

Обычно я прихожу и смотрю: «Сегодня леденистая лыжня, сегодня делаем так вот». Рассказываю, как тормозить. Обычно, в таких вопросах все всё понимают. Перед тем, как я рассказал, мы пошли, все навыки попробовали на более маленьком спуске.

Я каждого сопроводил, спросил всем ли все понятно. Если кому-то что-то неясно, или что-то не получилось - пробуем 2-3 раза. Когда все ясно, идем на дальний круг, где более длинные скоростные спуски.

Понятно, что бывают и падения. Стараюсь сказать ребятам, что в этом нет ничего страшного, - я тоже падаю, иногда на спуске не удерживаюсь.

На «Русской лыжне» достаточно много людей разных возрастов. Пропускная способность трассы, насколько я понимаю, достаточно весомая. Подскажи, как обстоит дисциплина на лыжне и чему стоит неукоснительно следовать, чтобы обеспечить безопасность для себя и других участников движения?

- Начнем с того, что в это году трассы будут намного шире, проводятся работы по расширению, чтобы людям было достаточно комфортно кататься. В прошлом году была проблема, что в хороший солнечный день приезжало много людей и были как муравьи на трассе. Но когда вы выходите на трассу, прежде всего у вас должно присутствовать уважение к другим спортсменам.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на спуске, потому, что специфика трассы «Русской лыжни» - спуск с поворотами. Когда ты вылетаешь на скорости из-за поворота, кто-то не успеет затормозить. А есть некоторые спортсмены, которые останавливаются на спуске в 2, в 3 ряда и стоят разговаривают. Это ни в коем случае нельзя делать, потому, что высока вероятность получить травму.

Конечно, в этом году травматизм у нас был минимален, но хочется стремиться к тому, чтобы травматизм стремился к нулю. Когда человек падает, получает травму и у него что-то болит - это вызывает негативные эмоции после катания, а хочется, чтобы эмоции от катания были только положительными. Мы к этому стремимся.

Поэтому - ни в коем случае не останавливаться на спуске, да и на подъемах стараться не останавливаться. Приехали кататься - идите катайтесь, можно вдвоем идти классическим ходом и идите не быстро, с краю. Есть дни, когда вообще трасса свободна, когда можно и впятером идти. Я, например, выхожу в семь утра и знаю, что кроме меня там никого нет, ну может 1-2 человека. А когда это выходной день, 12-13 дня, на трассе полный аврал. Прокат не успевает работать, люди в очереди стоят. С одной стороны, мне это очень нравится, что так работает прокат.

В прошедшем сезоне в день проходило около 1500 человек. Это очень существенно, люди шли пачками. В субботу и воскресенье мы проводим мастер-классы - в 12, 14 и 16 часов дня. Мы объявляем, что сейчас будет мастер-класс. Люди собираются на стартовой поляне, и мы рассказываем о лыжах, как на них правильно передвигаться, что нужно делать, что нельзя делать. Проходим круг 600м - 1км, там есть спусковая часть, рассказали, как взаимодействовать. Все всё сделали, все всем довольны.

Бывает приходят и задают вопросы - мы всегда подсказываем. Мне интересно развитие этого спорта в нашем городе. Я стараюсь многим об этом рассказать: что есть лыжня, есть лыжные тренировки - приходите занимайтесь. Если у вас есть какой-то вопрос - вы всегда можете его задать. Я открыт полностью к любым вопросам. Приводите детей на тренировки.

Расскажи про детей. Часто ли взрослые катаются с детьми и какие особенности подготовки юных спортсменов?

- У нас взрослые часто приезжают с детьми. Родители едут, а ребенка что, дома оставлять? Конечно, сейчас немного все изменилось и детям больше нравится посидеть в телефонах и компьютерах, но родители едут с ребенком. Ребенок приходит на первую тренировку и потом ему начинает нравиться.

Самое главное - привить интерес ребенку к этому виду спорта. Показать ему, что это не скучно, не просто ходьба кругами по лыжне. Для ребенка стараюсь сделать какие-то эстафеты, походы, разнообразные тренировки и детям начинает нравится. Дети отличаются от родителей тем, что родители боятся ездить со спуска, а дети ничего не боятся.

Бывало, что ко мне зимой приезжали утром родители и брали с собой детей. Я отправлял родителей размяться, а детям говорил: «Не хотите кататься, давайте эстафеты побегаем, со спуска пообъезжаем палочки»- они соглашаются с удовольствием. Мне было очень приятно, когда дети уходили с тренировки и спрашивали родителей: «Когда мы еще сюда придем?». То есть я понимаю, что заинтересовал ребенка, у него есть положительные эмоции, и он зарядился.

Бывает, конечно, что родители «притаскивают детей за уши» - он этого не хотел. Все-равно пытаемся им показать, прокатиться с ними. Бывает, что как не хотел, так и не хочет - я тут бессилен, у него другие интересы.

Я не говорю, что нужно заниматься лыжными гонками, у нас много дисциплин - важно заниматься спортом. Спорт - это не только накаченные мышцы, это прежде всего, развитие человеческих качеств, воли к победе, да и мозг по-другому работает. Я если сильно перегружен, понимаю, что надо пойти побегать. Я надеваю кроссовки и бегаю час-полтора и перезагружаюсь. Выплеснул эмоции и негатив и все - можно работать. Нужно заниматься спортом, спорт - это здоровье.

Не все хотят заниматься спортом профессионально. Никто их не осуждает, любителем может быть каждый. Зимой занимайтесь лыжами, летом плавайте, катайтесь на велосипеде, бегайте. Будете сильны и здоровы. Будет выносливость и уйдет лишний вес. Приводите детей - всему научим!

Расскажи еще про защиту. Тему травматизма и правил затронули, подскажи, что человеку нужно иметь из экипировки, чтобы все было здорово?

- Зимой нет никакой защиты. У тебя ест инвентарь - лыжи, палки, ботинки и сверху одежда, очки. Очки являются тут средством защиты.

У лыжной палки снизу есть острый металлический наконечник. Бывало, на соревнованиях, когда идете рядом со спортсменом, палка может подниматься на уровень головы. Тут-то и защищают очки. Лучше разбить стекло в очках — чем потерять глаз.

Скажу сразу, что в любительском спорте такого нет. Очки надевают, чтобы солнце не светило, глаза ветром не обдувало, и снег не залетал. Зимой важно правильно подобрать экипировку. С точки зрения экипировки - к этому вопросу нужно подойти правильно.

Летом у нас есть лыжероллеры - это лыжи на колесиках. Они короткие, сама платформа короче и спереди и сзади по колесу. Вот там да - обязательно. Я все лето тренирую ребят. Обязательно шлем. Если спортсмен приехал на тренировку и забыл шлем - отправляю домой, тренировка на сегодня окончена. Я не буду брать на себя такую ответственность, да и вообще неправильно кататься без шлема.

Все, кто катается без шлема по каналу, это трасса по дороге к самой лыжной базе, протяженностью 8 км, я стараюсь каждому сделать замечание, что ношение шлема обязательно. Я уже давно стою на лыжероллерах и могу кататься без шлема, но я все-равно его надеваю, потому что это моя безопасность.


Артем Васильев

Тренер трассы «Русская лыжня«

+7 914 345-44-36