Адреса магазинов
88001001215

Эл. почта: shop@olimpvl.ru

×
  1. Олимп - сеть спортивных магазинов
  2. Блог знаний
  3. Техническое обслуживание велосипедов

Техническое обслуживание велосипедов Безопасность езды на велосипеде во многом зависит от его технического состояния, поддержание которого включает своевременное обслуживание и периодическую чистку деталей от загрязнений

Техническое обслуживание велосипедов

Безопасность езды на велосипеде во многом зависит от его технического состояния, поддержание которого включает своевременное обслуживание и периодическую чистку деталей от загрязнений. В среднем 2 раза в год необходимо обращаться к веломеханику. Он выполнит настройку всех узлов, чтобы они правильно работали в комплексе. Профессиональное техническое обслуживание велосипедов включает проверку и корректировку состояния спиц, подшипников, тросиков, блока переключения передач.

Общие правила технического обслуживания велосипедов

Нулевое ТО

Сразу после покупки двухколёсного «коня» у большинства из нас возникает непреодолимое желание просто сесть на него и покататься. Но если хотите значительно продлить срок службы нового транспортного средства, не стоит игнорировать нулевое ТО. Оно не требует участия специалистов и включает в себя следующие простые в выполнении моменты:      

  • Цепь. Её достаточно протереть насухо снаружи перед началом использования.
  • Тормозные колодки. Проверить правильное положение деталей, чтобы уже в начале эксплуатации не погнуть ротор. Исправить подобный дефект не получится, нужна будет замена.
  • Спицы. Проверить натяжение можно с помощью тензометра. Оптимально — 100-120 кгс.
  • Подшипники. Подвижные узлы (каретки, втулки, педали, рулевая колонка) могут быть перетянуты на заводе. Если не исправить это, они полностью износятся уже при пробеге 200-250 км.

Особого внимания требует велосипедная вилка. Возможна ситуация, когда на заводе в механизм не долили масло, недостаток которого никогда не идет на пользу деталям. Специалисты рекомендуют дополнительно пропитать поролоновые кольца, расположенные под сальниками, смазать внутреннюю поверхность пыльников, башинги. Важно проверить узел на наличие внутри деталей металлической стружки. Даже у производителей премиум-сегмента такая погрешность встречается.

Первое техобслуживание

Если на новом велосипеде активно катаются, уже через 2-3 недели после покупки новые детали «садятся» на свои места. Из-за этого может потребоваться дополнительная настройка. Особенно это касается переключателя скоростей, тормоза, спиц, ниппелей. При обслуживании желательно использовать тензометр, который поможет выдержать правильное натяжение на всех узлах. Также стоит проверить втулки, рулевую колонку, каретку на люфты.

Ежегодное ТО

В среднем активные велосипедисты проезжают около 500-600 км за год. При таком пробеге потребуется полноценное техобслуживание. Подходы к нему могут принципиально отличаться. У тех кто любит прокатиться на велосипеде на выходных по парку или пару раз в неделю получить хорошую кардионагрузку, более актуальна наработка на отказ. В этом случае детали меняют после их износа или выхода из строя.

Для спортсменов и путешественников, людей, предпочитающих передвигаться на велосипеде по городу, такой подход не подходит. Им важна в первую очередь надёжность транспорта, уверенность в том, что вероятность поломки в дороге минимальна. Плановый ремонт станет оптимальным решением. Он позволит своевременно провести профилактику узлов и деталей, которые подвержены износу, заменить их при необходимости не дожидаясь выхода из строя.

Основные этапы ТО

Основы планового техобслуживания

Привод

Механизм переключения передач должен работать четко и без сбоев. В противном случае неисправность может привести к аварии. При ТО детали исследуют на предмет деформаций, наличия трещин, корректности установки. Если «рубашка» троса изношена, потребуется замена. В среднем такая необходимость возникает 1 раз в год.

Рама

Специалисты рекомендуют проводить осмотр ежемесячно или каждые 10 поездок, если велосипед используется часто. Особое внимание стоит уделить подседельному штырю, выносу руля. На них могут появиться трещины (чаще всего такое происходит с деталями из алюминиевого сплава). При наличии дефектов потребуется замена.

Тормоз

Если механизм исправен, он работает без заеданий, скрипов, остановка происходит равномерно. При осмотре нужно обратить внимание, чтобы колодки касались центральной части дорожек на ободе. Они не должны задевать шину или прогибаться. Особенности обслуживания зависят от типа тормозной системы, но в любом случае требуется периодическая чистка, смазка деталей.

Вилка

При ТО нужно обследовать все детали на наличие трещин. Люфт не допустим. Чтобы его обнаружить, следует удерживая передний тормоз в зажатом положении подвигать велосипед вперед-назад. Смазку деталей проводят каждых 500 км пробега обязательно. Рекомендуется использовать состав, рекомендованный производителем двухколесного друга.

Колеса

Шины рекомендуется внимательно исследовать на предмет потертостей, трещин, разрезов. В ходе эксплуатации периодически стоит проверять давление в покрышках и выдерживать его на уровне, указанном на боковине. При слишком высоком показателе под нагрузкой они лопаются, при низком — быстрее изнашиваются.

Большинство современных велосипедов имеют на ободах индикатор износа, расположенный в середине тормозной дорожки. Если он становится практически незаметным, пора менять обода. Проблема возникает также из-за протирания покрышек тормозными колодками. При техническом обслуживании горных велосипедов такие ситуации возникают особенно часто.

При движении колес недопустимы люфты, они не должны заедать, вращаться с усилием. Втулки на них требуют регулярной чистки и смазки (в среднем через каждые 1000 км). Другая возможная поломка — частичное или полное вырывание пистонов и спиц из обода. Если внешних признаков неисправности нет, она будет заметна после появления «восьмерок» во время движения.

Смазка

Велосипедная цепь должна быть в смазке постоянно. Но это становится причиной ее быстрого загрязнения налипающей при движении пылью. Удалять загрязнения нужно регулярно, смазывая цепь повторно (в среднем летом достаточно 2 раз в месяц, зимой — 1 раза в неделю). Но к примеру, после попадания под ливень, смазку лучше нанести сразу.

Деталям, которые подвержены трению и износу тоже стоит уделить внимание. Это относится к следующим элементам конструкции:

  • Оси вращения (заднего тормоза и переключения, передаточных колес);
  • Переднего переключателя скоростей;
  • Оси тормозного рычага, переднего тормоза;
  • Тросиков.
Такие узлы нужно регулярно чистить, смазывать, регулировать при необходимости.

чистка велосипеда

Регулярная чистка велосипеда — залог исправности

После каждой поездки по пересеченной местности понадобится чистка, при движении по шоссе — через 60-70 км. Для этого понадобится жидкое моющее средство, водовытесняющий спрей, обезжиривающий состав и баллончик смазки в форме аэрозоля. Чтобы поддерживать велобайк в порядке после катания по грязной дороге, достаточно 5 минут. За это время можно легко смыть грязь, обработать поверхности спреем, который удалит остатки влаги, и нанести смазку.

«Генеральная уборка» потребует больше времени, но займет при должной сноровке около получаса. После удаления загрязнений лоск велосипеду поможет придать автомобильная полировочная жидкость. Если в каких-то местах удалить остатки масла, смешанные с пылью, сложно, можно добавить в воду немного растворителя или шампуня для мойки машин.

Оставлять байк на солнце после мойки не стоит. Из-за быстрого высыхания на поверхности металла останутся некрасивые потеки. Не рекомендуется и поливать велосипед из шланга под давлением. В этом случае есть высокая вероятность попадания внутрь подшипников воды, которую оттуда будет крайне сложно удалить без разборки.

Чтобы добиться высокой надежности велобайка при проведении ТО стоит ориентироваться в первую очередь на рекомендации компании-производителя. При учете нюансов технического обслуживания велосипедов Welt, к примеру, можно продлить срок их службы. Одновременно для моделей марки Forward или Polygon они могут быть неактуальны.

В любом случае общие правила ТО остаются неизменными. Практика показывает, что регулярный уход в разы продлевает срок службы не только отдельных узлов и механизмов, но и всего велобайка в целом. А тщательное соблюдение рекомендаций завода-изготовителя поможет свести к минимуму скорость износа деталей и вероятность поломки. Это существенно сократит эксплуатационные затраты, сделает поездки более комфортными и безопасными.